Самолеты разведчики, учебные самолеты

Главная
Назад
Модификации Р-5

Р-5 ОКБ Н.Н. Поликарпова • 1928 г.


В 1928 г. под руководством Н.Н. Поликарпова был создан самолет Р-5 — двухместный полутораплан смешанной конструкции, который представлял собой классический вариант, разработанный по устаревшей еще в 20-е годы концепции разведчика-биплана. В то время авиационная промышленность СССР не была готова к освоению и массовому выпуску более совершенных машин. Франция, Англия и Германия также продолжали строить подобные самолеты («Бреге» XIX, «Хаукер Хинд», «Хеншель» Hs-123). В процессе создания Р-5 конструкторскому коллективу Н.Н. Поликарпова удалось совместить многоцелевое назначение боевой машины и технологичность конструкции с хорошими летными качествами и неприхотливостью в эксплуатации.

Этот деревянный, обтянутый перкалем полутораплан с успехом конкурировал с английскими, французскими и голландскими машинами такого класса. На международном конкурсе в Тегеране, проводившемся в 1930 г., Р-5 был признан лучшим разведчиком. После победы в конкурсе он стал первым советским самолетом, поставлявшимся на экспорт.

С самолетом Поликарпова связана одна из героических страниц в истории освоения Крайнего Севера. 13 февраля 1934 г. произошла катастрофа — ледокольный пароход «Челюскин», с полярной экспедицией О.Ю. Шмидта на борту, был раздавлен льдами. Спасшиеся разбили лагерь на льдине. По решению правительственной комиссии для спасения челюскинцев были выбраны самолеты Р-5. Летчики М. Водопьянов, Н. Каманин и В. Молоков в труднейших условиях совершили 21 рейс и вывезли с небольшой льдины в кабинах и подкрыльевых кассетах своих машин 83 полярника (21 человек был эвакуирован на других типах самолетов). Летчики стали первыми Героями Советского Союза, а исключительная выносливость и надежность принесли мировую славу и известность Р-5. Его по праву можно отнести к лучшим для своего времени образцам самолетов подобного назначения.

Боевая биография разведчика началась еще в 1933 г., когда советские летчики по просьбе китайского правительства приняли участие в подавлении мятежа в провинции Синьцзян. Среди первых боевых самолетов, прибывших в 1936 г. в Испанию, были СБ и Р-5. Полки и эскадрильи советских ВВС, вооруженные Р-5 различных модификаций, действовали против японских захватчиков в боях 1938 г. у озера Хасан, летом 1939 г. в районе реки Халхин-Гол и на Карельском перешейке в период советско-финляндской войны 1939—1940 гг.

Самолет был приспособлен к выполнению различных боевых задач, прост и надежен в пилотировании и эксплуатации. Однако опыт воздушных боев 1936— 1940 гг. свидетельствовал о том, что тихоходный и слабовооруженный разведчик представлял собой удобную мишень для скоростных и маневренных истребителей противника.

Тем не менее самолет применялся очень широко. Наиболее распространенной тактикой были внезапные бомбово-штурмовые удары с малых высот, с быстрым уходом на свою территорию.

В 19.31—1937 гг. Р-5 был одним из основных военных советских самолетов. В частях ВВС он применялся в качестве разведчика, легкого бомбардировщика и штурмовика. Всего с 1931 по 1937 гг. было выпущено около 7000 экземпляров Р-5 различных модификаций. Начиная с 1938 г. он использовался в Аэрофлоте под обозначением П-5 как транспортный и почтовый. Кроме того, Р-5 применялись в летных школах, училищах и аэроклубах как учебные, в ведомственной авиации, а также для буксировки планеров. В аэродромных мастерских на нижние крылья или под ними монтировались различные контейнеры, баллоны, кассеты.

Самолеты Р-5 последних модификаций активно использовались в первый период Великой Отечественной войны в качестве легких ночных бомбардировщиков для действий по наземным войскам противника. По постановлению ГКО осенью 1941 г. было сформировано 27 авиаполков, вооруженных самолетами Р-5, и 5 полков с машинами P-Z. Так, к примеру, пилоты 606-го легкобомбардировочного авиаполка, в составе которого насчитывалось 20 разведчиков Р-5, только за месяц боев под Москвой произвели 800 ночных и дневных вылетов. На врага было сброшено 7000 бомб различного калибра, уничтожено 38 танков, 90 автомашин, 3 артбатареи, штаб крупного соединения, 2 самолета, 7 железнодорожных составов, выведено из строя 4 моста, разрушено 9 переправ.

В большинстве случаев бои с участием Р-5 сопровождались большими потерями. Поэтому массовое использование самолетов этого типа как легких ночных бомбардировщиков было прекращено уже в 1941 г. Впоследствии машины использовались для снабжения партизанских отрядов. До 1944 г. на Р-5 были переправлены сотни тонн различных припасов и оружия.

Отдельные экземпляры Р-5 встречались в гражданской авиации и в послевоенное время.




   
 

"Самолеты СССР второй мировой войны" В.Е. Юденок 2003 г.

Hosted by uCoz