Самолеты разведчики, учебные самолеты

Главная
Материалы из разных источников:
Статья 1

Самолет разведчик Р 5, Р-Z

Самолет разведчик Р 5, Р-Z



Самолет - Р-5
Год выпуска - 1928
Мотор Мощность, л.с.  - М-17б 680
Длина самолета, м - 10.56
Размах крыла, м - 15.5
Площадь крыла, м2 - 50.2
Взлетный вес, кг - 2730/3350
Максимальная скорость, км/час - 230
Вес бомбовой нагрузки, кг - 300-500
Дальность полета, км - 1000
Практический потолок, м - 6400
Число пулеметов - 3



Самолет - Р-Z
Год выпуска - 1935
Мотор Мощность, л.с. - М-31РН 820
Длина самолета, м - 9.72
Размах крыла, м - 15.5
Площадь крыла, м2 - 42.52
Взлетный вес, кг - 3150
Максимальная скорость, км/час - 316
Вес бомбовой нагрузки, кг - 300-500
Дальность полета, км - 1000
Практический потолок, м - 8700
Число пулеметов - 3


Самолет Р-5, созданный под руководством Н.Н.Поликарпова в конце 1928 г., стал в Советском Союзе в 30-х годах наиболее массовым самолетом этого класса. По существу это была многоцелевая машина, которая применялась ВВС в качестве разведчика и легкого бомбардировщика, способного выполнять боевые задачи в любое время суток. Устойчивый, хорошо управляемый, простой в пилотировании на всех режимах полета, несложный в эксплуатации и ремонте Р-5 пользовался большой популярностью.

Р-5 представлял собой двухместный одностоечный полутораплан с мотором жидкостного охлаждения М-17б(680 л.с.). Конструкция самолета деревянная. Стрелковое вооружение такое же, как у Р-1 и Р-3, а бомбовая нагрузка до 500 кг. По сравнению со своими предшественниками Р-5 был несколько крупнее по размерам и тяжелее, но благодаря большей мощности и высокой весовой отдаче обладал большой грузоподъемностью. Летные данные Р-5 оказались заметно лучше, чем у Р-1 и Р-3. В совокупности все эти качества и обеспечили превосходство Р-5, который с 1930 г. начал выпускаться серийно. Этот самолет в качестве почтово-пассажирского и транспортного широко применялся в Гражданском воздушном флоте, а также в летных школах и аэроклубах, как учебный и буксировщик планеров. Р-5 оказался среди лучших самолетов своего времени. Он вышел победителем конкурса самолетов-разведчиков, проводившегося в Тегеране, где помимо Р-5 участвовали английские, голландские и французские машины.

Самолет Р-5 отлично показал себя в экстремальных условиях Крайнего Севера. Три машины этого типа обеспечили эвакуацию 83 из 104 человек, дрейфовавших на льдине после гибели парохода "Челюскин".

Как ни хорош был Р-5, к середине 30-х годов его боевые возможности становились уже недостаточны. Требовалась модификация машины. Такую модификацию провели в 1934 г., когда на самолет поставили более мощный мотор М-17ф (715 л.с), немного улучшили аэродинамику и усилили вооружение, заменив устаревшие пулеметы ДА и ПВ-1 новыми скорострельными ШКАС. Так появился Р-5ССС — скоростной, скороподъемный, скорострельный. По сравнению с Р-5 этот самолет имел лучшие летные данные.

В 1935 г. разведчик Р-5 еще раз был модернизирован, причем существенно. На новой машине, получившей название P-Z (Р-Зет), уменьшили площадь крыльев, установили более мощный и высотный мотор М-34РН, уменьшили фюзеляж, а кабину экипажа частично закрыли прозрачным фонарем. P-Z имел гораздо лучшие летные данные, чем Р-5ССС. Он строился серийно в течение трех лет (с 1935 по 1937 г.).

Самолеты Р-5 и P-Z оставили заметный след в истории советского самолетостроения. Они находились на вооружении ВВС с 1930 по 1945 г. В период Великой Отечественной войны эти самолеты использовались в основном как транспортные. Всего за 1930—1937 гг. было построено 4914 самолетов Р-5,111 МР-5 (морской вариант на поплавках), 620 Р-5ССС и 1031 P-Z.


   
 

"

Hosted by uCoz