Самолеты разведчики, учебные и вспомогательные самолетыГлавнаяУТ-2 УТ-3 |
УТ-1 ОКБ А.С. Яковлева • 1936 г. |
В 30-е годы тысячи летчиков проходили обучение в аэроклубах Осоавиахима на двухместных учебных самолетах У-2 и УТ-2. Однако для повышения качества летной подготовки и мастерства пилотов требовалась более скоростная машина. Такой учебно-тренировочный самолет, получивший название УТ-1 (АИР-14), был создан в 1936 г. в ОКБ АС. Яковлева. При разработке самолета перед конструкторами была поставлена задача добиться максимально возможной скорости при минимальных массогабаритных параметрах и мощности двигателя. Новая машина отвечала этим требованиям. УТ-1 обладал передовой аэродинамической схемой: свободнонесущий, без подкосов и расчалок, низкоплан с неубирающимся, но тщательно закапотированным шасси. Госиспытания УТ-1 с двигателем М-11 (100 л.с), проводившиеся в 1936 г., показали хорошие летные данные. Осенью 1936 г. сразу на двух заводах было организовано серийное производство самолетов. Легкий, маневренный, но достаточно строгий в пилотировании УТ-1 по устойчивости и управляемости был близок к истребителю И-16 и требовал от летчиков соответствующей подготовки. За эти качества спортивную машину называли «аэроклубным истребителем». Самолет УТ-1 изначально не предназначался для массового обучения летного состава, а создавался как переходный к И-16 от двухместного учебного скоростного УТ-2. К полетам на УТ-1 допускались только самые опытные спортсмены и летчики-инструкторы. Самолеты УТ-1 принимали активное участие в довоенных воздушных парадах и праздниках на которых проводились соревнования по высшему пилотажу. Не раз они выходили победителями в соперничестве с другими одноместными машинами в популярных тогда воздушных гонках на спортивных самолетах. На УТ-1 было установлено шесть мировых рекордов скорости, дальности и высоты полета. Машины УТ-1 использовались и для тренировки летчиков-истребителей. Это позволяло без ущерба качеству летной подготовки экономить топливо и ресурс боевых самолетов. Для отработки навыков стрельбы в воздухе на УТ-1 устанавливались синхронные пулеметы ШКАС. Главным недостатком самолета была неустойчивость на некоторых режимах полета. Для его устранения в 1939 г. был проведен ряд конструктивных улучшений. Моторам удлинили на 260 мм, что позволило выровнять центровку (центр тяжести сдвинулся вперед). Значительно улучшилась продольная устойчивость и упростилась техника пилотирования. Также была проведена доработка винтомоторной группы, позволившая выполнять перевернутый полет. После внесения этих изменений пилотажно-акробатические качества УТ-1 оставались непревзойденными вплоть до 50-х годов. Тем не менее выступающие головки цилиндров звездообразного двигателя и неубирающееся шасси создавали повышенное аэродинамическое сопротивление, что препятствовало росту скорости. С целью устранения этого недостатка в опытном порядке было построено несколько вариантов самолета с убирающимся шасси, тщательно закапотированным рядным двигателем «Рено Бенгали», полностью закрытой кабиной, с различными винтами и прочими доработками. Удалось достичь максимальной скорости 320 км/ч. Всего в 1937—1940 гг. было построено более 1200 самолетов УТ-1. В годы Великой Отечественной войны УТ-1 использовался и как легкий штурмовик. На машинах в полевых условиях устанавливались два пулемета ШКАС, либо под крылом, у стоек шасси, либо на крыле, а также попарно четыре снаряда PC.
|
|
"Самолеты СССР второй мировой войны" В.Е. Юденок 2003 г. |