Самолеты разведчики, учебные самолетыГлавнаяНазад |
Р-5 ОКБ Н.Н. Поликарпова • 1928 г.Модификации Р-5 |
Р-5 опытный. На опытном экземпляре устанавливался двигатель БМВ-VI мощностью 680 л.с. Р-5 серийный. С 1931 г. самолет строился большими сериями на заводе № 1. Устанавливался двигатель М-17Б (680 л.с), в 1934 г. он был заменен на М-17Ф (715 л.с). Конструкция Р-5 имела большой ресурс, обладала достаточной прочностью, отличалась продуманностью и добротностью выполнения. Самолет широко применялся в ВВС и народном хозяйстве СССР. Р-5Ш — штурмовик (1931 г.). Отличался мощным вооружением: устанавливались четыре пулемета ПВ-1 (по два на каждом нижнем крыле в обтекателях), один синхронный ПВ-1 и два спаренных ДА на турели. Бомбовая нагрузка — до 500 кг. Впоследствии крыльевые ПВ были заменены на восемь ШКАС (по четыре на крыло). Строился серийно, выпущено несколько сотен экземпляров. Применялся в военных действиях в Испании и на Дальнем Востоке. Р-5а (MP-5) — морской разведчик (1931 г.). Двухпоплавковый вариант Р-5, без специального усиления конструкции, с увеличенным вдвое воздушным килем и устройством запуска двигателя на воде. Поплавки деревянные, по образцу летающей лодки Ш-2. Р-5Т — торпедоносец (1933 г.). Самолет переделан в одноместный, с увеличенным вертикальным оперением (аналогично поплавковому). Шасси изменено для подвешивания торпеды или бомбы крупного калибра. В 1935 г. построена серия в 50 машин, которые применялись в морской авиации на Дальнем Востоке до 1938 г. Р-55ССС (скоростной, скороподъемный, скорострельный) — вариант Р-5, модернизированный с целью улучшения летных качеств и усиления вооружения. Были установлены форсированный мотор М-17Ф и обтекатели на колеса. Пулеметы ПВ-1 заменены на ШКАС. В варианте штурмовика на нижних крыльях устанавливались четыре пулемета дополнительно. Строился серийно. Использовался как разведчик, легкий бомбардировщик, штурмовик, в Аэрофлоте — для перевозки почты и грузов. Скорость — 249 км/ч.
P-Z. В 1935 г. по инициативе группы инженеров завода, выпускавшего серийно Р-5, на его основе был спроектирован и построен новый разведчик, которому присвоили наименование P-Z. Отличительными особенностями самолета были меньшие размеры, закрытая кабина со сдвижным фонарем и экранированная турель в общем обтекателе. Устанавливался двигатель М-34Н (850 л.с). Летно-технические данные улучшились, однако техника пилотирования стала более сложной. Скорость — 316 км/ч. P-Z строился крупными сериями с 1935 г. Он стал последним серийным разведчиком-бипланом в Советском Союзе. Весной 1937 г. выпуск его был прекращен. На базе Р-5 создавались экспериментальные варианты. В 1932 г. для улучшения штопорных характеристик были установлены управляемые поворотные обтекатели на передние стойки коробки крыльев. В 1932—1933 гг. проводились испытания Р-5 с полностью механизированными крыльями, оборудованными предкрылками и закрылками. В 1932 г. на этом самолете проверялась работа первого экземпляра двигателя М-34. В 1935 г. испытывались два варианта V-образного оперения (тип «бабочка»). В том же году на Р-5 всесторонне исследовали работу немецкого дизеля «Юмо-4» с целью его дальнейшей установки на военный вариант самолета РД (АНТ-25). Был разработан проект Р-5 с убираемым шасси. Р-5 («лимузин») (переделка 1931 г., малая серия 1933 г., экземпляр 1935 г. и два АРК-5) — почтово-пассажирские варианты, строившиеся для гражданского воздушного флота. Они отличались общим целлулоидным фонарем, закрывавшим кабины пилота и двухместную пассажирскую, оборудованную 2—3 креслами. П-5 и П-5а (почтовый — пятый). По мере снятия с вооружения Р-5 передавались в гражданскую авиацию. Пространство за и под второй кабиной оборудовалось под отсеки для грузов общей массой до 400 кг. Слета 1930 г. на самолетах П-5 в крупнейшие города доставляли часть тиража газеты «Правда» в день ее выхода в Москве, а с 1931 г. — матрицы, с которых тиражировалась газета. В 1932—1938 гг. большая часть авиапочты перевозилась самолетами П-5. ПР-5 — пассажирский Р-5. В1935 г. главный инженер мастерских ГВФ под Москвой А.Н. Рафаэлянц переконструировал П-5. Силовая установка, коробка крыльев, оперение и шасси остались неизменными. Переделке подверглась средняя часть фюзеляжа. Кабина летчика была закрытой, со сдвижным фонарем и выходом справа. Четырехместная пассажирская кабина размещалась в расширенном фюзеляже овального сечения, дверь в нее — в левом борту. Обе кабины отапливались и вентилировались. Самолет успешно прошел испытания. В 1936 г было начато его Серийное производство. В дальнейшем, для сохранения центровки, верхнее крыло сместили назад на 100 мм. Самолет продолжал выпускаться под новым обозначением ПР-5бис. Всего было изготовлено около 210 экземпляров ПР-5 и ПР-5бис, которые эксплуатировались на авиалиниях до начала Великой Отечественной войны. П-Z (пассажирский — Z) — почтово-транспортный вариант самолета P-Z (двигатель М-34НБ), снятого с вооружения уже в 1936 г. Для нужд ГВФ было переоборудовано около двухсот машин. Этот тип самолета оказался менее надежным, чем П-5, и к концу 1938 г. почти все П-Z были списаны.
|
|
"Самолеты СССР второй мировой войны" В.Е. Юденок 2003 г. |